Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

содержание обучения

Методические термины

СОДЕРЖА́НИЕ ОБУЧЕ́НИЯ.

Базисная категория методики; совокупность того, что учащийся должен освоить в процессе обучения; историческая категория, изменяющаяся в зависимости от целей обучения. На С. о. оказывают влияние уровень развития методики и смежных наук, условия обучения (что проявляется прежде всего в объеме материала и требованиях к уровню владения им). С. о. иностранному языку принципиально отличается от С. о. научных дисциплин. Для последних основу С. о. составляет усвоение понятий, приобретение знаний, в то время как при обучении иностранному языку главное - приобретение речевых навыков и умений, обеспечивающих возможность практического пользования языком. Вопрос о компонентах С. о. применительно к обучению языку решается неоднозначно. Большинство методистов в структуре С. о. выделяют:

a) средства обучения (учебник, учебные пособия - фонетические, лексические, грамматические, речевые, страноведческие) и

б) комплекс знаний, навыков, умений, необходимый для практического владения языком в различных сферах и ситуациях общения. В рамках речевого материала обычно рассматриваются речевые образцы, а также темы, ситуации общения, тексты.

По-разному осуществляется и отбор С. о. Считается важным при этом следовать следующим принципам отбора:

1) необходимости и достаточности содержания для достижения поставленной цели обучения;

2) доступности С. о. для его усвоения. Наиболее актуальным при рассмотрении проблемы С. о. остается вопрос о том, как обеспечить такую методическую организацию материала, которая позволяла бы сочетать коммуникативно-деятельностный подход к обучению с систематизацией учебного материала. Одно из направлений решения проблемы заключается в организации обучения с учетом коммуникативных потребностей учащихся исходя из содержания интенций (Вятютнев, 1984). Одним из современных подходов к определению С. о. является попытка представить систему С. о. в виде трех подсистем: объекта обучения, объекта усвоения и результата обучения. Объект обучения: язык - речь - речевая деятельность - культура. Объект усвоения: знания - навыки - умения - межкультурная коммуникация. Результат обучения (competence): языковая компетенция - речевая компетенция - коммуникативная компетенция - социокультурная компетенция. Таким образом, С. о. включает в себя следующие компоненты:

a) знания о системе изучаемого языка и входящих в его структуру единицах языка, составляющих содержание языковой компетенции;

б) знания о культуре носителей изучаемого языка, составляющих содержание социокультурной компетенции;

в) правила пользования усвоенным учебным материалом в различных ситуациях общения;

г) речевые навыки и умения;

д) способность пользоваться приобретенными знаниями и сформированными навыками и умениями в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция);

е) учебные умения, обеспечивающие возможность эффективно учиться;

ж) речевой материал, представленный в учебном процессе в виде текстов, речевых образцов, моделей предложения, темах и ситуациях общения.

-----------------------------------

активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности продуктивные, виды речевой деятельности рецептивные, виды речи, говорение, государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному, грамматика, грамматика активная, грамматика коммуникативная, грамматика пассивная, грамматика педагогическая, грамматическая компетенция, грамматический материал, грамматический минимум активный, грамматический навык, графика, единицы методической организации материала, единицы обучения языку, знания, игра, ик, интенция, интенция речевая, интерпретация текста, каллиграфия, коммуникативная деятельность, коммуникативная интенция, коммуникативная направленность, коммуникативная цель, коммуникативное намерение, коммуникативное пространство, коммуникативное умение, коммуникативный речевой акт, компетенция, компетенция грамматическая, компетенция коммуникативная, компетенция лексическая, компетенция лингвистическая, компетенция социокультурная, компетенция страноведческая, компетенция стратегическая, компетенция фонологическая, компетенция языковая, конспектирование, концентр, концентризм, концентрическое расположение учебного материала, коррекция, критерии отбора языкового материала, культура речи, лексика, лексика безэквивалентная, лексика нейтральная, лексика разговорная, лексика экзотическая, лексическая компетенция, лексический навык, лингвистика, лингвистика дескриптивная, лингвистика коммуникативная, лингвистика описательная, лингвистика текста, лингвистическая еврошкала, лингвистические средства общения, лингводидактический потенциал, лингвокультурология, лингвострановедение, литературное произношение, материал раздаточный, материал учебный, материал языковой, методика, методика историческая, методика экспериментальная, минимум, минимум лексический, модель предложения, модель речевая, навык, навык грамматический, навык лексический, навык речевой, навык ритмико-интонационный, навык фонетический, наличность, номенклатура, образец речевой, образовательные программы, образовательные стандарты, образовательные технологии, образовательный стандарт предвузовского обучения, общеевропейская система уровней владения иностранным языком, общение, общение педагогическое, общение речевое, овладение языком, описание, определение, орфография, орфоэпия, основной словарный фонд, отбор материала, паралингвистические средства, паронимы, пассивная грамматика, пассивная лексика, пассивная практика, пассивный грамматический минимум, пассивный словарный запас, пассивный словарь, педагогика, перевод, письменная речь, письмо, правило, профессиональная направленность обучения языку, процедура шаговая, процесс обучения, пунктуация, развитие речи, речевая практика, речевая разминка, речевая стратегия, речевая тактика, речь, речь внешняя, речь диалогическая, речь монологическая, речь письменная, речь разговорная, речь устная, синонимы, синтаксис, ситуативно-тематическое представление учебного материала, ситуация, ситуация вариабельная, ситуация проблемная, ситуация речевая, ситуация стабильная, ситуация стандартная, словарный запас активный, словарный запас пассивный, словарь, словарь активный, словарь пассивный, словарь потенциальный, словоупотребление, слушание, списывание, средства общения вербальные, средства общения лингвистические, средства общения невербальные, средства общения экстралингвистические, стиль, стиль деловой, стиль научный, стиль публицистический, стиль разговорный, страноведческая компетенция, стратегии овладения языком, стратегическая компетенция, стратегия, стратегия обучения, строй языка, сфера общения, текст, тема, темп речи, терминология, умение, умение коммуникативное, умение речевое, умения педагогические, умения учебные, устная основа обучения, учебная речевая ситуация, учебный материал, учебный перифраз, фонетика, фонетический навык, фонетический разбор, фонологическая компетенция, цикл методический, цикличность, чтение, чтение аналитическое, чтение ознакомительное, чтение поисковое, чтение с общим охватом содержания, чтение самостоятельное, чтение синтетическое, элементарная единица обучения, язык, язык для специальных целей, языковой материал

Полезные сервисы